?

Log in

No account? Create an account

[icon] 1976. Возвращение Ислама II - СПАЙДЕРЛОГОВО
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:1. З А Г Р А Н Ь ●●●. 2. LJ - МНОГО ИНФЫ ОБ ИСЛАМЕ ●●●. 3. ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА ●●●. 4. БЛОГ АНАТОЛИЯ ЗЕЛИКМАНА!!! ●●●. 5. PRO ZEKTOR ●●●. 6. ЭКС-ГУМАЦ ●●●.

Tags:, , , , , , ,
Security:
Subject:1976. Возвращение Ислама II
Time:03:02 pm
Оригинал взят у spiderlog в 1976. Возвращение Ислама II
1976. Возвращение Ислама II
Срп.png
Даже сегодня, в светской Республике Турция, слово “турок” по всеобщему согласию относится только к мусульманам. Не-мусульманских граждан называют “гражданами Турции” и они располагают всей полнотой гражданских прав – но не называют себя турками, и соседи их так не называют. Идентификация турок и мусульман остается по-прежнему тотальной. И здесь следует отметить, что в то время как не-мусульманский резидент страны останется таковым навсегда, не-турецкий мусульманский иммигрант, из бывших провинций оттоманской империи – или откуда угодно, очень быстро приобретет турецкую идентичность.
Наиболее важным движением этого типа в 20-м веке стали “Братья-Мусульмане”, Аль-Ихван аль-Муслимун, основанное в Египте религиозным учителем Хасаном аль-Банна. Ранняя история движения не очень ясна. Как представляется, оно возникло в конце 20-х, начале 30-х годов, и первоначально было занято, главным образом, религиозными и социальными проблемами. Основатель, “Верховный Руководитель” рассылал миссионеров для пропаганды по всему Египту. “Братья” занялись масштабной образовательной, социальной, благотворительной и религиозной работой в городах и в провинции, и даже участвовали в некоторых экономических проектах. Политическую активность они начали проялять в 1936, после подписания англо-египетского договора. Выступив на стороне палестинских арабов против сионистов и британского правления, они сумели распространить свою активность на другие арабские страны. Они послали волонтеров на войну с Израилем в 1948, и после этого, как представляется, контролировали военную силу, способную сыграть роль в подобных делах. В результате этого египетский премьер-министр Нокраши Паша распустил организацию, конфисковал ее собственность, и приказал арестовать ее членов. Он был вскоре после этого убит одним из “Братьев”. Затем был убит и сам “Верховный Руководитель” – и обстоятельства его смерти так до конца и не были выяснены. “Братство” продолжало функционировать в качестве подпольной организации. В апреле 1951 их снова легализовали, хотя и запретили им заниматься любой военной или секретной деятельностью. Они приняли участие в действиях против британских солдат в зоне Суэцкого канала, хотя масштаб и характер этой деятельности по сей день остается неизвестным. Они также участвовали в погромах и поджогах в Каире 26 января 1952. У них были тесные связи – еще с военных лет с некоторыми членами комитета “Свободных Офицеров”, который захватил власть в Египте в 1952. Некоторые из офицеров, осуществивших путч, были или членами “Братьев-Мусульман”, или симпатизировали движению.


Вначале отношения между “Братьями” и офицерами были весьма теплыми. Даже когда в 1953 были запрещены все политические партии для “Братьев”, сделали исключение, аргументируя его тем, что речь не идет о политической организации. Отношения между двумя этими группами, однако, очень скоро испортились. Новый Верховный Руководитель атаковал офицеров за то, что они не оказались достойными и не придерживались высоких исламистских идеалов. Последовал период острого конфликта, в течение которого Братья были чрезвычайно активны, в особенности среди рабочих, студентов и даже среди сил безопасности. В январе 1954 правительство вновь распустило орден, и арестовало многих его лидеров и последователей. За этим последовало временное примирение – некоторых отпустили, и “Братьям” было позволено функционировать на не политической основе. Англо-египетское соглашение 1954 года стало источником новых проблем, поскольку Братья настаивали на том, что лишь вооруженная борьба может привести к достижению желанных целей. 26 октября один из Братьев совершил покушение на Насера.
Попытка провалилась, Насер ответил жестокими репрессиями. Тысяча человек была арестована, шесть, в том числе интеллектуальные лидеры движения, приговорены к смерти и казнены. Братство стало полностью нелегальным, и приняло участие в конспирациях с целью свержения режима. Снова последовали массовые аресты. В августе 1966 были казнены еще три человека, среди них – Саид Кутб, ведущий идеолог Братьев. Орден продолжал свою активность – легальную и нелегальную в нескольких арабских странах.Он остается мощной, хотя и скрытой силой вплоть до сегодняшнего дня – и сейчас мы наблюдаем признаки его возвращения в Египет.
Братья были связаны не только с Движением Свободных Офицеров в Египте. Они также работали с ФАТХ – самой крупной и важной палестинской вооруженной организацией. Здесь также существует неясность относительно ранней стадии развития движения – но связь с Братством прослеживается очень четко. Образность и символизм ФАТха – строго исламские. Военная кличка Ясира Арафата, Абу Аммар, отец Аммара – намек на историческую фигуру Аммар ибн Ясира, сын Ясира, сподвижника пророка, принявшего участие во всех его битвах. Слово Фатах – технический термин, обозначающий завоевания ислама в священных войнах. Так, султан Мехмет II, покоритель Константинополя, известен как Фатих – Завоеватель. Та же образность характерна для бригад PLO, названных в соответствии с великими мусульманскими победами в битвах при Кадисии, Хаттин и Айн Джалут. То, что примечательно, все три битвы были выиграны для ислама в священных войнах против немусульман – Кадисия – против зороастрийцев в Персии, Хаттин – против крестоносцев, Айт Джалут – против монголов. Во второй и третьей битвы армии победителей даже и не были арабскими – но они были мусульманскими, что и является самым главным. Также не удивляет, что военные коммюнике ФАТХа начинаются с мусульманского заклинания: “Во имя Аллаха, Милостивого и Сострадательного”.
———————————————
“Братья-Мусульмане” и их деривативы, главным образом, связаны с арабскими странами. Но повсюду существуют параллельные им движения. В Иране они представлены Фида’ин и-Ислам ( Энтузиасты Ислама). Группа была активна в Тегеране в 1943-1955 годах, совершив серию политических убийств, наиболее известно из которых убийство премьер-министра генерала Али Размара в марте 1951 года. Некоторое время они играли значительную роль в иранской политике, и совершили еще одно, неудачное, покушение на премьер-министра Хоссейна Ала. Это повлекло за собой репрессии и казни некоторых лидеров движения. Фида’ин связаны с “Братьями” в Египте, имеют большое влияние в массах, и, посредством террора – на политиков. Их даже, по всей видимости, неофициально поддерживают религиозные лидеры страны.
В дополнение к этому существует множество вдохновленных исламом политических организаций в других странах – Организация Алжирской Улемма, Братство Тиджания, и, в более поздний период, Партия Национального Спасения в Турции, и, одно из самых интересных – басмаческое движение в советской Средней Азии. Слово басмач, которое на узбекском означает разбойник или мародер, применялось советскими властями к серии религиозно вдохновленных мятежей против русского и советского правления, начавшихся в январе 1919 и продолжавшихся до 1923, когда движению было нанесено решающее поражение, хотя небольшие группы басмачей воевали еще много лет после этого. Последний басмаческий лидер, Ирбагим Бег, отступил в в Афганистан в 1926, но периодически продолжал совершать оттуда набеги. Он был пойман советскими войсками в 1931 и казнен. Очень характерно, что в десятке западных энциклопедий нет никакой информации о басмачах – возможно наиболее важном движении оппозиции советскому правлению в Средней Азии.

Подобная религиозная самоидентификация обнаруживается не только в радикальных и террористических движениях. Правительства, включая открыто светские и радикальные – отвечали проявлением все того же инстинкта в момент кризиса. После Лозаннского Договора было достигнуто соглашение об обмене населением между Грецией и Турцией, согласно которому члены греческого меньшинства репатриировались в Грецию, а члены турецкого меньшинства в Греции репатриировались в Турцию. Между 1923 и 1930 1 250 000 “греков” были отправлены в Грецию, и несколько меньшее число “турок” - в Турцию.
На первый взгляд, речь шла о принятии европейского принципа национальности – греки и турки, не желавшие или неспособные жить в качестве национальных меньшинств, возвращались в свое национальное отечество, в лоно своих народов. При более близком изучении, этот обмен приобретает несколько иной характер. Слова, которые использовались. действительно обозначали греков и турок, но что они обозначали в то конкретное время и в том конкретном месте? В брошенных христианских церквях Карамана южной Турции , надписи на могильных камнях сделаны по-турецки, хотя и греческими буквами. Среди репатриантов большинство не знало греческого, и в семье говорило на турецком – точно также, как евреи или христиане в арабских странах давно использовали ивритский или древнесирийский алфавит – но писали на арабском. Точно также, многие так называемые турки с Крита и из других районов Греции не знали турецкого, но говорили между собой на греческом, писали по гречески буквами турецко-арабского алфавита. По любому нормальному западному определению, греки Турции были не греками, но турками христианской веры, а так называемые турки Греции – греческими мусульманами. Если мы возьмем термины грек и турок в западной, а не ближневосточной коннотации, то знаменитый трансфер населения был не репатриацией греков в Грецию и турок в Турцию, но депортацией христианских турок из Турции в Грецию и депортацией мусульманских греков в Турцию. Лишь по прибытии на предполагаемую “родину” большинство из них начинали учить родной язык.
Даже сегодня, в светской Республике Турция, слово “турок” по всеобщему согласию относится только к мусульманам. Не-мусульманских граждан называют “гражданами Турции” и они располагают всей полнотой гражданских прав – но не называют себя турками, и соседи их так не называют. Идентификация турок и мусульман остается по-прежнему тотальной. И здесь следует отметить, что в то время как не-мусульманский резидент страны останется таковым навсегда, не-турецкий мусульманский иммигрант, из бывших провинций оттоманской империи – или откуда угодно, очень быстро приобретет турецкую идентичность.
————————————
С арабами ситуация несколько сложнее. В арабоязычных странах всегда существовали значительные меньшинства христиан и евреев, говоривших на том же арабском языке, хотя их алфавит, как правило, отличался – равно как и произношение. Когда идея арабизма впервые появилась в конце 19-го и начале 20-го веков, арабоязычные христиане играли значительную роль в движении. Совершенно естественно, что их привлекала скорее национальная, нежели религиозная идентичность, поскольку в первой они могли рассчитывать на равные права – на что им никак нельзя было рассчитывать во второй. Согласно этому видению, арабы – одна нация, разделенная на различные религии, в которой христиане и даже евреи могут рассчитывать на общий с мусульманами арабизм.
С самого начала христиане играли ведущую роль среди толкователей, идеологов и лидеров светского национализма.В качестве членов не-мусульманских общин в мусульманском государстве, они занимали позиции стабильной, привилегированной , но тем не менее, безошибочной неполноценности – и в эпоху перемен даже те права, которые им были дарованы находились под угрозой. В государстве, базисом идентичности которого были бы язык и культура, а не религия и община, они могли бы стать полноправными членами – возможность, которой не существовало при старой системе. В качестве христиан, они были более открыты в отношении западных идей, и с большей готовностью идентифицировали себя в национальных терминах. Прекрасное образование, к которому они имели доступ, позволило им играть ведущую роль и в интеллектуальной, и в коммерческой жизни. Христиане, в особенности, ливанские христиане, сыграли непропорционально большую роль в основании и развитии печатной прессы в Египте и других арабских странах, и христианские имена выделяются среди знаменитых новеллистов, поэтов, публицистов на ранних стадиях развития арабской литературы. Даже в националистических движениях, многие лидеры и пресс-представители были членами христианских меньшинств. Их значение в культурной и политической жизни шло параллельно с стремительным ростом материальных богатств христиан.
В последние десятилетия с этими богатствами и с этой выдающейся ролью общество более не могло мириться. Частично посредством мер национализации, объявленной социалистическими правительствами, частично через другие, более прямые меры, вес и значение христианских общин было сокращено – в одной арабской стране за другой, и теперь христианам брошен вызов в их последнем бастионе – Ливане. Христианское доминирование в культурной жизни давно закончилось, появилось новое поколение писателей, большинство из них – мусульмане. Все еще сохранились христианские политики и идеологи, но их роль значительно ограничена в обществе, которое все больше осознает свою мусульманскую идентичность, наследие и устремления. Среди множества организаций, входящих в ООП, главной является ФАТХ. Он состоит, главным образом, хотя и не исключительно из мусульман. С другой стороны, многие христианские организации склонны к экстремизму, так как в радикальном экстремизме эти христиане рассчитывают найти признание и равенство, в которых им отказывает национализм.

The Return of Islam Bernard Lewis / Jan. 1, 1976 commentary Magazine


comments: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry

[icon] 1976. Возвращение Ислама II - СПАЙДЕРЛОГОВО
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:1. З А Г Р А Н Ь ●●●. 2. LJ - МНОГО ИНФЫ ОБ ИСЛАМЕ ●●●. 3. ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА ●●●. 4. БЛОГ АНАТОЛИЯ ЗЕЛИКМАНА!!! ●●●. 5. PRO ZEKTOR ●●●. 6. ЭКС-ГУМАЦ ●●●.