?

Log in

No account? Create an account

[icon] Еще раз о «Русском мире» - СПАЙДЕРЛОГОВО
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:1. З А Г Р А Н Ь ●●●. 2. LJ - МНОГО ИНФЫ ОБ ИСЛАМЕ ●●●. 3. ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА ●●●. 4. БЛОГ АНАТОЛИЯ ЗЕЛИКМАНА!!! ●●●. 5. PRO ZEKTOR ●●●. 6. ЭКС-ГУМАЦ ●●●.

Tags:, , ,
Security:
Subject:Еще раз о «Русском мире»
Time:05:53 pm
Еще раз о «Русском мире»
Алекс Тарн

Заглянув в эти дни (уже не помню по какому редкому поводу) сразу на несколько российских сайтов, я обнаружил там сезонное (по-видимому, в связи с тамошними выборами) обострение темы т.н. «Русского мира».

Российскому человеку и гражданину нравится ощущать себя расширяющимся не только в области талии, но и, так сказать, в мировом масштабе (не на Херсон, так на Хермон). И российская пресса, как оно и положено прессе, добросовестно отрабатывает заказ, предъявляя культурно-гастрономические заметки нью-йоркских, дюссельдорфских и сиднейских эмигрантов, покинувших Россию 30-40 лет тому назад, но в ней же всеми помыслами и интересами оставшихся.

Читатель читает о неразрывной связи этих бедняг с великой русской литературой, об их тоске по вобле, об их любви к соленым огурцам, и душу его переполняют гордость за родную державу и радость от победного шествия «Русского мира» по странам и континентам.

И не зря: эти бывшие советские граждане, волею судеб осевшие в Америках-Европах-Австралиях, для «Русского мира» действительно свои – уже хотя бы потому, что по-прежнему прочно ассоциируют себя с русской культурой, русской кухней, русской политикой. Московская интеллигентская тусовка всегда будет для них «языковой метрополией», а московские сплетни – предметом жгучего любопытства.

Принципиально иначе обстоит дело с израильской частью советско-российских эмигрантских волн.

Каковы бы ни были причины тому, но проживание в Израиле рано или поздно рождает в приехавшем сюда человеке (при этом вовсе необязательно – этническом еврее) сильнейшее чувство связанной с этим местом самоидентификации, осознанное или нет, артикулированное или нет, но тем не менее существующее и объединяющее практически всех – и уроженцев, и ветеранов, и открытых для этого чувства новоприбывших.

Здесь – в отличие от Европ-Америк-Австралий – ассоциируют себя прежде всего с Израилем или, как говорят здесь, со Страной – именно так, с подразумеваемой большой буквы, словно подчеркивая единственность этого феномена. И в этом отнюдь не русском мире вышеупомянутая тусовка – никакая не метрополия, а не более чем курьез, малоинтересная чужая компания в столице чужой державы.

Чтобы убедиться в наличии этой концептуальной пропасти между типичными представителями двух эмиграций, достаточно сравнить их русскоязычные страницы в социальных сетях: записи первых почти целиком посвящены российским проблемам; вторые же большей частью обсуждают происходящее в Израиле.

Для первых Россия – культурная родина и постоянный магнит; для вторых – источник второсортных гастрольных чёсов и примитивных ракет с характерным именем «катюша», летящих к нам от прикормленных в Москве борцов за арабскую свободу от нашего присутствия здесь.

И эту разницу следует иметь в виду всем россиянам, которые (кстати, добро пожаловать!) приезжают в Израиль погостить или полечиться. Пожалуйста, помните: бывшие сограждане тут другие, не такие, как в Ганновере, Лиссабоне, Нью-Йорке или Сан-Франциско.

Но вернемся к «Русскому миру». Казалось бы, нет и не может быть более благодатной почвы для его экспансии, чем в Израиле, где четверть населения пока еще говорит и читает по-русски, а еще одна четверть хотя и не говорит, но как минимум понимает сказанное. А вот поди ж ты: русский язык в Стране загибается почти полностью уже в третьем поколении, то есть на уровне внуков и, скорее всего, лет через 30-40 превратится в нечто совсем несущественное – иными словами, исчезнет как значимое культурное явление. Почему?

Первая группа причин – чисто утилитарная. Практическая заинтересованность в языке прямо следует из лидерства его носителей в той или иной области. В современном мире попросту не прожить без английского; любой углубленный научный интерес неизбежно приводит к немецкому и французскому; нынешние деловые связи располагают к знанию китайского; испанский дети подхватывают из латинских сериалов, а где испанский, там и итальянский… В этом сугубо практическом списке русский язык едва ли попадает в первую десятку. На него элементарно не хватает времени, которое полезнее посвятить другим, более насущным языкам.

Некоторую потребность в русском испытывают разве что профессиональные шахматисты; но сколько их, таких шахматистов? Да и нужно ли реальное знание языка для чтения текста, большая часть которого – шахматная нотация? Вы скажете – а как же великая русская литература? О! Вот тут мы переходим ко второй группе причин.

Дело в том, что на взгляд со стороны «великая русская литература» вовсе не кажется великой. Напротив, извне она представляется довольно молодым культурным явлением, чьи самостоятельные, поначалу подражательные, весьма вторичные шаги были сделаны всего два столетия тому назад, когда ведущие мировые языки уже накопили значительные сокровища.

О поэзии Пушкина и Лермонтова говорить не приходится: в переводе она теряет свое волшебное звучание, превращаясь в пересказ Байрона, Гете и Шиллера.

Толстой, Достоевский и Чехов действительно воспринимаются как заметные вехи – но только в длинном ряду других, не менее заметных вех (хотя и тут можно услышать упреки во вторичности, жанровости, спекуляции на антропологии «загадочного русского характера»).

А вслед за ними – вековой провал, пустота, полнейшее безрыбье, где редчайшие исключения лишь подтверждают правило. Скажите, положа руку на сердце: стоит ли ради этого учить русский язык, отрывая драгоценные часы от знакомства с языками действительно великих литератур: английской, французской, немецкой, испанской?

Я понимаю, что говорю неприятные вещи. Но приготовьтесь – дальше будет еще хуже.

Третья группа причин, по которым «Русскому миру» мало что светит на реальном поприще мировой культуры, связана с особенностями характера русской интеллигенции, которая традиционно привыкла считать себя едва ли не образцом если не моральной, то духовной чистоты. К несчастью, со стороны вы выглядите совершенно иначе, дорогие бывшие соотечественники.

«Мы проглядели, – писал в начале прошлого века Владимир Жаботинский, – что в пресловутом, и нас захватившем культе «святой и чистой» русской интеллигенции, которая-де лучше всех заграничных и супротив которой немцы и французы просто мещане, – что во всем этом славословии о себе самих, решительно вздорном и курьезном, гулко звучала нота национального самообожания. И когда началось освободительное движение… – наша близорукость и тут оплошала, мы и тут не поняли, что пред нами взрыв непомерно вздутого национального самолюбия».
И далее:
«Для развития зародышей нет еще почвы, и она явится только в тот момент, когда среди народностей России подымется национальное движение всерьез, и борьба против русификации проявится не на словах, как теперь, а в фактическом разрыве с великорусскою культурой. Мы тогда увидим, кто наши могучие соседи и есть ли у них национальная струнка, и тогда, может быть, лучше поймем некоторые забытые страницы из Некрасова, Пушкина и Гоголя».
Гулкая нота национального самообожания, о которой писал Жаботинский, звучит и сейчас – и, возможно, даже сильнее, чем тогда, столетие тому назад. Сплошь и рядом приходится слышать сейчас из уст либеральных российских интеллигентов слова нескрываемого презрения в отношении других национальных культур – украинской, казахской, узбекской, грузинской, литовской, латвийской, польской… Чем оправдано это высокомерное, ни на чем не основанное чувство превосходства? Неужели одной лишь уверенностью в непреходящем значении «великой русской литературы»?

Российская интеллигенция привычно дистанцируется от властей, действия которых часто трактуются ею как жлобские, хамские, непозволительные.

А что если я скажу вам, либеральные интеллигенты из «московской языковой метрополии», что силовое, судебное, полицейское жлобство ваших начальников есть всего лишь продолжение вашего собственного самовлюбленного высокомерия, вашего собственного безудержного самолюбования, вашего собственного культурного жлобства?

Что если я скажу вам, что ваша нынешняя власть есть прямое и закономерное продолжение вас самих? Наверно, не поверите, да? Но так оно выглядит со стороны.

Вот по всему по этому я и говорю (на иврите) своим внукам: «Русский вам ни к чему. Бабушку вы кое-как понимаете, и этого вполне хватит». А что до «Русского мира», то нехай себе марширует куда-нибудь в другую сторону.

comments: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry

(Anonymous)
Link:(Link)
Time:2018-03-25 01:20 am
Какие-то все тезисы . . . сомнительные.

"Израильские "русские" о-го-го какие, а вот американские и австралийские все никак от родных березок не отлипнут" ----- Ну, не мне судить об израильских "русских", но вот наблюдение Нагибина: "Но никто нас не любит, кроме евреев, которые, даже оказавшись в безопасности, на земле своих предков, продолжают изнывать от неразделенной любви к России. Эта преданная, до стона и до бормотания, не то бабья, не то рабья любовь была единственным, что меня раздражало в Израиле".

"Русская литература - гов-о супротив литературы всякой прочей, и потому непонятно, чего это бывшие советские граждане везде (кроме Израиля, конечно) никак от русской литературы (в частности) и от русской культуры (в общем) не отойдут." --- Очень странный пассаж! Мы выросли в этой культуре и, хорошо это, или плохо (и хороша эта культура, или нет), нам от нее никогда полностью не уйти. Выражения, цитаты, типажи. "Он- Ноздрев"; "пилите Шура, пилите"; "а судьи кто?"

"русский язык в Стране загибается почти полностью уже в третьем поколении" ---- Опять-таки, не вижу особой разницы между ситуацией в Израиле и, скажем в США. Мой пасынок говорит и пишет по-русски плохо, а его сын вообще русский, наверное, знать не будет.

Yuriy
(Ответить) (Thread)


spiderlog
Subject:Re: ... тезисы . . . сомнительные
Link:(Link)
Time:2018-03-27 10:49 am
Нагибин умер в 1994 году, тогда же вышел и "Свет в конце тоннеля", цитату из которого ты приводишь в качестве возражения Тарну, написавшему статью более четверти века спустя.. Я не нашёл в Гугле ни факта посещения ЮМ Израиля, ни, соответственно, промежутка времени, когда это произошло.. В любом случае, это было, если было, когда люди только стали приезжать, причём, люди, захваченные "общим порывом", напуганные надвигающейся неизвестностью или известностью общества "Память"..

Многие, среди которых оказалось много фальшивых евреев, еврейских совков, еврейских "космополитов", еврейских тремпистов, надеялись пересидеть в Израиле смутное российское время и, при благоприятном, по их мнению, развитии событий, вернуться в Новую Россию.. Или отправиться дальше - в Штаты, Канаду, Германию...
Многие, впоследствии, так и сделали, не расставаясь, на всякий случай, с израильскими гражданством и паспортом.. Естественно, таких людей кровно интересовало всё, что происходило в России.. Кое-кого и до сих пор это интересует, и они ходят голосовать за президента Путина..

Это я всё к тому наговорил, чтоб показать, что свидетельство Нагибина ничего не стоит, и из-за бессовестного обобщения, под "хэштегом" "кроме евреев", самых разных людей, приехавших по самым разным причинам, среди которых он не проводил опросов, и из-за ничтожно малого времени, прошедшего с начала эмиграции, чтобы можно было делать выводы..

Тем не менее, я с тобой согласен, и Тарн, в запальчивости (в отличие от Нагибина), преувеличил различия между "русскими" разных местопребываний.. Насколько я вижу, везде есть и те, и эти, и совсем не те, и абсолютно не эти.. Другое дело, что Тарн, прекрасно всё понимая, идеализирует израильтян - в статье - в силу своей крайней правизны (как у меня) и темперамента, а Нагибин обобщил по незнанию и непониманию "алии"..

"Русская литература - гов-о супротив литературы всякой прочей, и потому непонятно, чего это бывшие советские граждане везде (кроме Израиля, конечно) никак от русской литературы (в частности) и от русской культуры (в общем) не отойдут."

Мне неясно, с какой целью ты закавычил свою инсинуацию, придав ей вид и смысл цитаты из Тарна...

А вот, что в действительности написал Тарн:
"Дело в том, что на взгляд со стороны «великая русская литература» вовсе не кажется великой. Напротив, извне она представляется довольно молодым культурным явлением, чьи самостоятельные, поначалу подражательные, весьма вторичные шаги были сделаны всего два столетия тому назад, когда ведущие мировые языки уже накопили значительные сокровища."


С таким взглядом на великую русскую литературу я согласен 100%-но, и, как минимум, лет 40 его отстаиваю.. Спорить с этим, конечно, можно, но зачем инсинуировать?

Что касается "выражений, цитат, типажей", то начитанный человек русской культуры Тартюфа поминает не реже Ноздрёва, "ветряные мельницы", как минимум, так же часто, как "золотые гири", etc.
Могу составить длиннющий список о двух столбцах...
Но вот, что характерно, в свете нашего разговора: "выражения, цитаты, типажи" западного генеза используются западными культурными людьми повсеместно, включая русских, а русское достояние, по преимуществу, достояние русских.. Мало кто на Западе имеет в своём "цитатнике" Ноздрёва, Чацкого и гири... Так сложилось..
(Ответить) (Parent) (Thread)


karp_yur
Subject:Re: ... тезисы . . . сомнительные
Link:(Link)
Time:2018-03-27 05:00 pm
Ну, хорошо, Ося, что по первому пункту у нас существенных разногласий нет, хотя меня немножко покоробила твоя уничижительная дефиниция в адрес Нагибина: "бессовестное обобщение", которую этот достойный и порядочный человек, на мой взгляд, не заслужил.

Ну, если ты так о Нагибине, то мне вообще грех жаловаться за твою характеристику моего высказывания как "инсинуации" (определения инсинуации : "клевета, намек; диффамация, поклеп, навет, наговор, измышления, облыг, извет, оговор, пасквиль, сплетня"). Спасибо,конечно, что не "злобная инсинуация", но виновного и в "просто инсинуации", на мой взгляд, следует исключать из порядочного общества, отвесив ему предварительно несколько ударов канделябрами. Ну, пока этого не произошло, попытаюсь восстановить свое доброе имя.

Разумется, при всей моей зловредности и непорядочности, я бы не рискнул "закавычить свою инсинуацию, придав ей вид и смысл цитаты из Тарна", непосредственно после статьи Тарна: даже менее проницательные читатели, чем ты, немедленно бы меня разоблачили ... Поэтому, мои кавычки в данном случае - так называемые sneer quotes, т.е. "насмешливые кавычки": я несколько гиперболизировал мысль Тарна, придал ей более гротескный вид, не изменив, на мой взгляд, основной его мессидж .

Спорить с мыслью о том, велика ли русская культура (или литература) или так себе, я и не собирался. Мысль моя была куда более скромной: мы, хорошо это или плохо, выросли в этой культуре с литературой, ее образы и понятия стали нашими архетипами. Да, конечно, "начитанный человек русской культуры Тартюфа поминает не реже Ноздрёва", но ведь говорим мы не о "начитанных людях", а о среднестатистическом эмигранте!
(Ответить) (Parent) (Thread)


spiderlog
Subject:Re: ... тезисы . . . сомнительные
Link:(Link)
Time:2018-03-28 08:46 am
Возможно, ты не заметил, что моя "уничижительная", с твоей точки зрения, "дефиниция" была ответом на прямое оскорбление в мой адрес:
"... преданная, до стона и до бормотания, не то бабья, не то рабья любовь...".
Это ведь обо мне он писал, поскольку во время его ревизорского визита, я уже был в Израиле - с 1989..
И не оскорбляйся так за него, ведь и я, в некоторой степени, "достойный и порядочный человек", который "не заслужил", во всяком случае, обобщения.. Или, тогда уж, оскорбись и за меня..
***
Среди смыслов термина "инсинуация" есть и такой: "...выставление мыслей и поступков своего противника в таком свете..", что на мой взгляд ты и сделал, не гиперболизировав мысль Тарна при помощи sneer quotes, а придав ей другой смысл, отрицательную коннотацию...
Разве так говорят о поэзии, которую считают результатом дефекации, прости, Господи?:
О поэзии Пушкина и Лермонтова говорить не приходится: в переводе она теряет свое волшебное звучание, превращаясь в пересказ Байрона, Гете и Шиллера.
"Волшебное звучание.."
Что касается вторичности, то, на мой взгляд, вторична любая национальная литература, во времена своего младенчества, а XIX вк и был младенчеством для европейской ипостаси русской культуры..
***
Да, конечно, "начитанный человек русской культуры Тартюфа поминает не реже Ноздрёва", но ведь говорим мы не о "начитанных людях", а о среднестатистическом эмигранте!

Мне кажется, ты здорово преувеличиваешь культурность "среднестатистического эмигранта", невежество которого, по моим наблюдениям, заслуживает изумления.., Думаю, что это верно по обе стороны Атлантики.. Поэтому имеет смысл, в контексте нашего спора, говорить о более или менее "начитанных людях русской культуры", начиная с уровня, на котором сведения о золотых гирях почерпнуты из книги, а не из фильма..
***
P.S. Хотел найти цитату из Розанова, о том, как американские (недавно ещё российские) евреи живо интересуются российскими делами ("а кто сейчас городской голова, полицмейстер, etc. там-то и там-то?")
Написано, как и положено, с презрением.. Цитата из Нагибина живо напомнила мне Розанова - и по форме, и по содержанию, и по интонации.. Многие сложные люди часто сложней, чем кажутся...
Не нашёл.. Найду..

P.P.S. Не обижайся..


Edited at 2018-03-28 11:15 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)


karp_yur
Subject:Re: ... тезисы . . . сомнительные
Link:(Link)
Time:2018-03-28 04:41 pm
Ося,

Я на тебя не обижаюсь, а вот ты слишком обидчив: Нагибин говорил о своем общем впечатлении от израильских "русских" (ты, кстати, не споришь с тем, что это впечатление могло быть справедливым для того времени, к которому наблюдение Нагибина относится), но вовсе не утверждал, что оно справедливо по отношению к каждому израильскому "русскому" (в частности, к тебе), а вот ты обвинил именно Нагибина в "бессовестности".

Представляется, что по главной теме у нас с тобой разногласий нет: "Тарн, в запальчивости . . . преувеличил различия между "русскими" разных местопребываний". Чтобы уж совсем показать, какой я справедливый и толерантный, скажу, что даже чисто теоретически, различия такие в какой-то степени все же должны быть по двум причинам: а) несомненно, процент "русских" с сильной еврейской самоидентифицацией, приехавших в Израиль, превосходит процент таких "русских", приехавших, скажем, в США; б) для израильских "русских" перепрыгнуть в израильскую культуру легче, чем для американских "русских" - в американскую, поскольку элементы еврейской культуры, в отличие от американской, присутствовали у многих советских евреев еще в "той" жизни.

Честно говоря, я не понимаю причину твоего несогласия со мной по поводу совершенно однозначного, на мой взгляд, прочтения Тарна: Не нужно цепляться за русскую культуру в частности из-за того, что она вторична и уступает европейской. Ну вот с таким пониманием Тарна ты согласен? А теперь - моя мысль: Даже если это так, то мы в этой культуре выросли, ее понятия стали нашеми архетипами. Хорошо, пускай я преуменьшаю "невежество нашего эмигранта по обе стороны Атлантики", и Ноздрев для них так же далек, как Тартюф. Но ты не будешь спорить с тем, что уж Высоцкого все знают - вот тебе и элемент русской культуры, который будет оставаться с большинством "русских" и в Израиле, и в США.

Уезжаю на две недели в отпуск, так что продолжим наше общение уже в Апреле.

Пэйсак самэйах!
(Ответить) (Parent) (Thread)


spiderlog
Subject:Re: ... тезисы . . . сомнительные
Link:(Link)
Time:2018-03-29 11:14 am

Хаг Песах самеах!
Не буду сейчас оппонировать, дабы не портить тебе отпуск, но Высоцкий forever! - тема интересная, многообещающая..

Так что, ежели захочешь продолжить, - продолжим..
А я в ближайшие дни отвечу тебе на этот коммент - наикратчайшим и наикротчайшим образом.. Приедешь - прочитаешь..
Хаг Песах самеах!


(Ответить) (Parent) (Thread)


spiderlog
Subject:Re: ... тезисы . . . сомнительные
Link:(Link)
Time:2018-04-16 05:37 pm
"Несомненно. Я не знаю ни одного (из детей), кто даже изредка слушает Высоцкого..

Провёл небольшой опрос... Выше - цитата из моего друга, в некотором смысле фаната "авторской песни".. Три последних года он посвятил изданию ПОЛНОГО собрания записей Окуджавы, потратил десятки тысяч долларов - из чистого энтузиазма... Ближе его - к этой теме - в Израиле, пожалуй не найдёшь.. Кроме того, очень широкий круг общения...
И вот его свидетельство..
Или мой племянник, весьма читающий (и пишущий) молодой человек.. В детстве, находясь под влиянием мамы и бабушки, и позже, он читал много русской литературы, но сейчас, похоже, он её не читает вовсе..
Ивритская литература, американская, английская.. В лучшем случае, русская культура присутствует в интеллигентных семьях, у первого, не более, поколения уже "здешних", в качестве одной из нескольких.. Она не приоритетна.. Напротив, находится на задворках, если находится, и вовсе не потому, что она вторична - об этом мало кто задумывается.. Просто она - иностранная, чужая..
(Ответить) (Parent) (Thread)


karp_yur
Subject:Re: ... тезисы . . . сомнительные
Link:(Link)
Time:2018-04-16 10:37 pm
Постой, Ося . . . так мы, оказывается, вообще о разном говорим! Я отреагировал на следующие тарновские мысли:

"эти бывшие советские граждане, волею судеб осевшие в Америках-Европах-Австралиях, для «Русского мира» действительно свои – уже хотя бы потому, что по-прежнему прочно ассоциируют себя с русской культурой, русской кухней, русской политикой. Московская интеллигентская тусовка всегда будет для них «языковой метрополией», а московские сплетни – предметом жгучего любопытства. Принципиально иначе обстоит дело с израильской частью советско-российских эмигрантских волн."

Мой ответ был следующим: Поскольку все "наши" эмигранты выросли в русской культуре, то эта культура (первичная она или вторичная, хорошая или плохая, "израильтяне" мы или "американцы" ) неизбежно с нами до смерти и останется (хотя у "израильских русских", возможно, и в меньшей степени, чем у "американских русских").

Ты же, оказывается, говоришь о наших детях, внуках, и племянниках, для которых, "американские" они или "израильские", русская культура, естественно, будет "иностранной, чужой". И я никогда с этим тезисом не спорил!
(Ответить) (Parent) (Thread)


spiderlog
Subject:Re: ... тезисы . . . сомнительные
Link:(Link)
Time:2018-04-16 11:43 pm


Даже густого баса я не помню определенно, чтобы встречал когда-нибудь. Все их голоса – пискливые, крикливые, и, ещё чаще – мягкие и интимные… Все их “гевалты” – это бабий базар, с его силой, но и с его слабостью. В сущности, на “одоление” у них не хватает сил, но в них есть способность к непрерывному повторению нападений, к неотступности, привязчивости. “С бабой – не развяжешься”, – это относится к евреям, относится к нации их. Это нация гораздо более неприятная, чем существенным образом опасная; с ней всегда много “хлопот”, как с нервной и капризной женщиной. Она угрожает “историями”, “сплетнями”, “сварой”, – и где евреи, там вечно какая-нибудь путаница и шум. Совершенно как около навязчивой и беспокойной женщины.
***
Эх! Писали бы вы, паразиты, на своем говенном жаргоне и читали бы сами себе вслух свои вопли. И оставили бы совсем-совсем русскую литературу. А то они привязались к русской литературе, как иногда к широкому, умному, щедрому, нежному душой, но чересчур мягкосердечному человеку привяжется старая, истеричная, припадочная блядь, найденная на улице, но по привычке ставшая давней любовницей.
***
Эта преданная, до стона и до бормотания, не то бабья, не то рабья любовь была единственным, что меня раздражало в Израиле...
________________________________________
Забавно, что ты ухитрился разглядеть мою обиду на Нагибина, в то время, когда я разглядел в его цитате только непорядочное обобщение и некоторую дань российской интеллигентской традиции, видящей в еврее истерическую бабу.. Во всех евреях.. И не надо мне рассказывать об особенностях нагибинской биографи, его "юдофилии".. И у Куприна можно найти полно отрывков "юдофильски" окрашенных.. И у Вальтера Скотта..
" . Мне очень жаль, что так неудачно и жалко вышло. Чириков и сам талантливее всех их евреев вместе - Аша, Волынского, Дымова, А. Федотова, Ашкинази и Шолом Алейхома, потому что иногда от него пахнет и землей, и травами, а от них - всего лишь жидом."..
Кстати, даже в зоологическом антисемите Розанове некоторые находят юдофильские загогулины..
________________________________________
...ты, кстати, не споришь с тем, что это впечатление могло быть справедливым для того времени, к которому наблюдение Нагибина относится
Я не спорю - это не было справедливо для времени, а токмо для тех людей, с которыми встречался Нагибин, и чьи "истерические стоны" он приписал мне и массe других людей.. Что, кстати, меня настораживает (круг его тогдашнего израильского общения)..

Я тогда много общался с вновь прибывшими, и, в подавляющем большинстве, люди высказывали, мягко говоря, нелюбовь к стране исхода и радость освобождения.. Но это были МОИ собеседники, которых я, кстати, специально не подбирал.. У каждого складывается свой, определённый круг общения, если даже общение - интервью..
________________________________________
Но ты не будешь спорить с тем, что уж Высоцкого все знают - вот тебе и элемент русской культуры, который будет оставаться с большинством "русских" и в Израиле, и в США.
Если, опять-таки, ты имеешь в виду приехавших взрослыми, сложившимися людьми, ТАМ любивших Высоцкого? Да, наверное.. Не для большинства, но для многих..

ТАМ я любил Высоцкого, но выборочно, не все темы.. Здесь я не слушаю его никогда, почти 30 лет уже.. При всём уважении к его мощному таланту, большинство песен очень тесно связаны с почвой и злобой дня, а в отсутствии той почвы и отстранённости от злобы их дня, мне он перестал быть интересен.. Тем более, я не испытываю ностальгии по "Жеглову" и жегловым..
О следующих поколениях у нас, как выяснилось, консенсус..
Возможно, фразу "..будет оставаться с большинством "русских" и в Израиле, и в США" я ошибочно перенёс на детей и внуков.. Оставаться forever.. Тут, стал быть, я погорячился..


(Ответить) (Parent) (Thread)

[icon] Еще раз о «Русском мире» - СПАЙДЕРЛОГОВО
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:1. З А Г Р А Н Ь ●●●. 2. LJ - МНОГО ИНФЫ ОБ ИСЛАМЕ ●●●. 3. ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА ●●●. 4. БЛОГ АНАТОЛИЯ ЗЕЛИКМАНА!!! ●●●. 5. PRO ZEKTOR ●●●. 6. ЭКС-ГУМАЦ ●●●.